Для содержательного общения по телефону или e-mail нам требуется знать модель Вашего устройства. На жестком диске она, обычно, указана на наклейке, которая находится на верхней крышке после слова MODEL
Например, на наклейке написано:
HITACHI Deskstar – это не модель, это торговая марка, нужно смотреть ниже:
MODEL: HDS722580VLSA80 – это и есть модель диска.
По названию модели мы сразу определим, что это Hitachi Deskstar, 7200 об/мин и объемом 80Гб. Многие модели дисков имеют проблемы, наиболее часто встречающиеся именно у них и это облегчает нам понимание случившегося.
Все проблемы делятся на логические, электрические и механические. Они имеют различные проявления и позволяют самостоятельно определить, что же случилось.
Ниже приводятся симптомы логических проблем с кратким описанием возможных причин:
При запуске определяются все устройства, но ОС не загружается
- Компьютер пытается загрузиться с устройства, на котором нет системных файлов, например, в дисковод вставлена пустая дискета или в CD привод вставлен не загрузочный CD-диск, а в настройках BIOS не указаны альтернативные пути загрузки;
- Удалены или испорчены системные файлы в корневом каталоге. При этом вся остальная информация доступна. Надо подключить диск к другому компьютеру с исправной ОС, и файлы можно будет скопировать. Не пытайтесь в такой ситуации переустановить систему или применить любые программы, которые изменят содержимое диска (Partition Magic, NDD, fdisk, format и им подобные) до тех пор, пока нужные файлы не будут скопированы на другой носитель.
При подключении диска к другому компьютеру ни в коем случае нельзя допустить автоматического запуска программы checkdsk и подобных системных утилит!!! При загрузке в Windows 2000 или Windows XP они запускаются автоматически после предложения проверить диски, если в течение 10 секунд вы не нажали любую кнопку на клавиатуре, поэтому обязательно находитесь рядом и следите за процессом загрузки до его окончания!!!
- Системный диск отформатирован. При подключении к исправной системе Вы увидите, что он читается, но на нем ничего нет. В этой ситуации данные можно восстановить с помощью специальных утилит.
Никогда не пользуйтесь утилитами, которые производят изменения на диске-оригинале – это необратимо и сильно усложняет последующую работу или делает восстановление вообще невозможным!!! Никогда не восстанавливайте данные на этот же носитель!!! Нельзя пользоваться Undelite, NDD!!!
- Испорчены загрузочные сектора файловой системы. Это происходит от сбоев питания, неустойчивой работы системного блока, атаки вируса или из-за некорректной установки операционной системы (например, в реестре не включена поддержка BigLba в Windows для дисков больше 128Гб). Данные восстанавливаются с помощью специальных утилит;
- Некорректное завершение или сбой при работе утилит типа PQ Partition Magic во время манипуляций с разделами (изменение размера, перенос, изменение типа файловой системы и пр.);
- Наличие дефектов поверхности в системных секторах (таблица разделов, загрузочная запись, таблицы размещения файлов, корневой каталог и т.п.).
ОС загружается, но некоторые папки или файлы недоступны для чтения
- Содержимое папок испорчено, т.е. его невозможно интерпретировать. Так получается, когда случайно происходит неправильная запись какого либо файла и образуются пересекающиеся цепочки (cross-link) кластеров. Это может привести к тому, что при записи содержимое такого файла может перезаписать либо другой файл, либо содержимое любой папки;
- Содержимое папки читается, но не полностью. Так происходит, если один из секторов папки не читается (дефект поверхности), или встречается пустая запись, которая интерпретируется, как сообщение, что в этой папке больше ничего не содержится, или для большой папки, в которой было много записей, отсутствует правильная цепочка в FAT;
- Сюда же можно отнести ситуацию, когда пользователь не имеет административных прав на чтение этой папки (возможно в файловой системе NTFS). Часто бывает после переустановки операционной системы, когда старый профиль пользователя становится недоступен.
- Содержимое могли случайно или умышленно удалить.
Не открываются некоторые файлы
- Файл был некорректно закрыт приложением и его содержимое частично испорчено;
- Произвели восстановление информации с частично поврежденного раздела на этот же раздел.